ИСТОРИЯ ПРОКУРАТУРЫ

Иванова: Некоторые факты из истории самой прокуратуры. В Древнем Риме, например, наместники императора назывались прокураторами. Занимались они в основном сбором налогов с населения. Прокуратура как государственный институт впервые возникла во Франции 25 марта 1302г. Указ, в котором говорилось об учреждении прокуратуры в Российском государстве, был подписан Петром 1 12 января 1722г. Суть должности была выражена следующими словами: “Сей чин яки око наше и стряпчий о делах государственных”. Подчинялся генерал-прокурор только императору. В первой половине 19 века прокуратура превратилась в бюрократическую организацию, неспособную осуществить надзор за выполнением законов. Позднее она была превращена в орган уголовного преследования. В результате Октябрьской революции 1917г. было создано новое Советское государство. Процессы, происходившие в государственной жизни страны, получили соответственно новые направления и содержания. Конституция 19 года закрепила диктатуру пролетариата и беднейшего крестьянства. Диктатура же, как известно, представляет собой власть, которая не связана юридическими законами. В таких условиях вопрос о господстве права и верховенстве закона был неуместен.

Пантелеев: Сегодня уже нельзя сказать, что прокуратура является карательным органом, более того, она является одной из первых правозащитных организаций, существующих в Российской Федерации, и это одна из самых эффективных правозащитных организаций. Прокурор республики, заместители и начальники отделов ведут личный прием граждан и учитывают при этом не только письменные, но и устные заявления, жалобы, на каждую из таких жалоб дается ответ. Но достаточно часто в последнее время возникают телефонные обращения на острые сообщения в прессе, в электронных средствах массовой информации, когда люди выражают свой гнев, возмущение и требуют срочного принятия мер. К таким звонкам и сообщениям мы тоже прислушиваемся и пытаемся немедленно реагировать. Например, мы получили несколько благодарственных писем на имя прокурора республики в частности от трудовых коллективов, которым вмешательство прокуратуры помогло получить зарплату.

Иванова: Каждую неделю в прокуратуру Республики Татарстан поступает примерно сто обращений граждан, двадцать из них признаются обоснованными. В 1993г. здесь же появилась должность помощника по связям со средствами массовой информации. В здании Республиканской Прокуратуры по-прежнему проводятся юридические консультации для всех граждан.

Пантелеев: В соответствии с законом о прокуратуре Российской Федерации органы прокуратуры наделены правом законодательной инициативы, т.е. если обращается достаточно большое количество людей с аналогичными просьбами, то мы можем этот вопрос специально проанализировать, обобщить и подготовить законопроект для внесения его в Государственный Совет РТ для изменения законодательства, существующего на этот счет. Ведь во многом практика следует за законом. Если несовершенно наше законодательство, что сейчас многие признают, то и практика в связи с этим не устраивает людей, население.

Иванова: По данным Центра Общественных связей Генеральной Прокуратуры РФ их татарстанские коллеги входят в число лидеров по защите законных прав граждан республики. Кстати, сам термин прокурор происходит от латинского слова - надзирать, заботиться.

Евлентьев: В модели политкорректных отношений особую роль занимают органы прокуратуры. Менталитет и самосознание российского общества таково, что прокуратура воспринимается как в высшей степени авторитетное и серьезное ведомство, занимающееся обеспечением законности. Она выступает в роли своеобразного фильтра в самосознании общества, который блокирует мысли о нарушении закона, так как за это может последовать суровая кара. К сожалению, уровень взаимоотношений в нашем обществе таков, что удельный вес криминальных отношений очень велик. В связи с этим именно на прокуратуру, как наиболее авторитетную структуру в системе правоохранительных органов, ложится задача перевода криминальных отношений в обществе в рамки закона и корректности. Общество должно осознать, что решение любых конфликтных ситуаций продуктивнее именно в рамках закона.

Разрешите более подробно рассказать об истории российской прокуратуры.

Основателем органов прокуратуры и прокурорского надзора в России считается Петр I. Рост преступности и должностных преступлений вызывал гнев царя. Указом Петра I от 2 марта 1711 г. в России учреждается фискальная служба, назначение которой состояло в том, чтобы "... над всеми делами тайно надсматривать и проведывать про неправый суд, также сбор казны и прочего". За образец этой службы Петр I взял государственные органы Германии. В 1713 г. в России вводится должность Генерал-фискала. К фискалам предъявлялись высокие моральные требования. Фискальная служба являлась секретной, фискалы всех рангов не получали материального обеспечения от казны, что провоцировало взяточничество.

Спустя некоторое время Петр I убедился в низкой результативности службы фискалов. Указом от 12 января 1722 г. Петр I учреждает прокуратуру Российской Империи (эта дата — 12 января — провозглашена Указом Президента Российской Федерации от 7 июня 1996 г. "Днем прокурора"). В отличие от службы фискалов прокуроры осуществляли надзор за исполнением законов гласно.

В Указе "О должности Генерал-прокурора" отмечено, что "сей чин, яко око наше и стряпчий о делах государственных". Прокуроры имели назначение выполнять роль "взыскателей наказания" и одновременно "защитников невинности".

Петр I назначил Генерал-прокурором известный в истории России государственного деятеля - П. И. Ягужинского.

В период царствования Екатерины II в значительной степени был усилен прокурорский наздор в провинции. Это связывают с принятием в 1775 г. "Учреждение о губерниях".

В 1862 г., Государственный Совет Российской Империи принял "Основные положения о прокуратуре", в которых определялось государственное назначение прокурорского надзора - "наблюдение за точным и единообразным исполнением законов в Российской Империи", определялись функции, полномочия и задачи прокуратуры. К их числу относятся: единство и строжайшая централизация органов прокурорского надзора; осуществление прокурорами возложенных на них полномочий от имени всей системы органов прокуратуры; осуществление "верховного" надзора в Империи Генерал-прокурором (он же министр юстиции); строгая подчиненность нижестоящих прокуроров вышестоящим; несменяемость прокуроров; независимость прокуроров от "местных" влияний при принятии ими любого решения.

Генерал-прокурор и губернские прокуроры назначались и освобождались рескриптом Императора. Назначение на должности нижестоящих прокуроров и их освобождение составляло прерогативу Генерал-прокурора Российской Империи. Прокуроры всех рангов назначались на соответствующие посты пожизненно. Строго соблюдался принцип - прокурором мог быть только дворянин.

Спустя 5 лет после Октябрьской Революции по предложению В. И. Ленина НКЮ РСФСР подготовил проект "Положения о прокурорском надзоре", который в мае 1922 г. был вынесен для обсуждения и принятия на третью сессию ВЦИК IX созыва. Представленный проект Положения вызвал на сессии оживленную дискуссию. Оппозиция, главным образом в лице Каменева, Рыкова, Зиновьева и Осинского, решительно выступала против создания централизованной, независимой от местных органов прокуратуры. Они предлагали создать прокуратуру с "двойным" подчинением. С одной стороны, — центральной прокурорской власти, с другой, — губисполкомам. В.И. Ленин выступил резко против "двойного" подчинения. По предложению Н. В. Крыленко проект "Положение о прокурорском надзоре" был вынесен на постатейное голосование. Такое голосование состоялось 26 мая 1922 г. Постановление ВЦИК о принятии "Положения о прокурорском надзоре" 28 мая 1922 г. было подписано председателем ВЦИК М. И. Калининым и секретарем ВЦИК А. С. Енукидзе. С этого дня ведут отсчет органы советской прокуратуры.

В "Положении о прокурорском надзоре" прежде всего, нашли отражение основополагающие принципы организации и деятельности органов прокуратуры. К их числу относятся: централизация и единоначалие органов прокурорского надзора, строгое подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим; независимость органов прокуратуры от местных влияний; опора прокурорских органов на помощь широкой общественности.

"Положение о прокурорском надзоре" определяло как предмет, так и пределы надзора прокуроров за неуклонным исполнением законов. На органы прокуратуры было возложено:

а) осуществление от имени государства надзора за законностью деятельности всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования постановлений, принятых в нарушение закона;

б) непосредственное наблюдение за деятельностью органов дознания и ОГПУ;

в) поддержание обвинения на суде;

г) наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

Организационно органы прокуратуры не представляли собою самостоятельного государственного органа: прокуратура входила в качестве отдела в НКЮ РСФСР. Народный комиссар юстиции являлся одновременно и прокурором республики.

Конституция (Основной Закон) СССР, принятая 5 декабря 1936 г., впервые в истории конституционного законодательства вводит понятие высшего надзора за точным исполнением законов. Причем эта прерогатива была отнесена к полномочиям только Прокурора Союза ССР (ст. 113). Прокурор Союза ССР назначался Верховным Советом СССР сроком на 7 лет. Все нижестоящие прокуроры назначались или их назначение утверждалось Прокурором Союза ССР сроком на 5 лет (ст. 116).

В период культа личности Сталина карательная и исправительно-трудовая политика была полностью сосредоточена в органах ОГПУ и НКВД. Многие прокуроры были репрессированы за отказ санкционировать незаконные задержания. С целью укрепления трудовой и исполнительской дисциплины Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1943 г. прокурорско-следственным работникам устанавливаются классные чины с выдачей форменного обмундирования. Одновременно вводится сравнительная градация классных чинов прокуроров и следователей, приравненных к воинским званиям.

Важная веха в истории российской прокуратуры - участие в Нюрнбергском процессе.

В послевоенное время усилия органов прокуратуры были направлены на укрепление законности в сфере экономики.

После XX съезда КПСС, развенчавшего культ личности, потребовалось принять конкретные меры по реабилитации граждан, незаконно и необоснованно репрессированных в тот период. В этих целях расширяются надзорные полномочия местных судебных органов, а вместе с этим и сфера деятельности прокуроров в области судебного надзора. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа 1954 г. в составе Верховных судов союзных республик, краевых, областных судов, судов автономных республик, автономных областей образованы Президиумы, полномочные рассматривать надзорные протесты соответствующих прокуроров и председателей судов. Органы прокуратуры, осуществляя возложенные на них полномочия по опротестовыванию незаконных и необоснованных решений, как судов, так и внесудебных органов, провели громадную по объему работу в плане реабилитации невинно пострадавших в период культа личности.

24 мая 1955 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР утверждено "Положение о прокурорском надзоре в СССР". В Положении содержалось весьма важное требование к органам прокуратуры, чтобы Генеральный прокурор СССР и все его подчиненные прокуроры строго следили за правильным и единообразным исполнением законов, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным влияниям. В Положении были изложены задачи и полномочия прокуроров, а также средства реагирования на установленные нарушения закона применительно к каждой из закрепленных в Положении отраслей надзора. Это способствовало организации более четко отлаженной деятельности прокуроров по каждой из отраслей надзора, устранению параллелизма в работе прокуроров различных подразделений и повышению ответственности прокуроров за качество выполненной работы.

Значительному усилению влияния прокуратуры способствовала Конституция (Основной Закон) СССР, принятая 7 октября 1977 г. В Конституции (ст. 168) было закреплено положение о том, что "органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Генеральному прокурору СССР". Эта конституционная норма обеспечивала не только единство и централизацию органов прокуратуры, но и создавала условия для установления единообразного понимания законов и их применения на всей территории советского государства. Однако позднее были внесены коррективы в ст. 168 Конституции СССР относительно того, что организация и порядок деятельности органов прокуратуры определялись законодательством Союза ССР и союзных республик.

30 ноября 1979 г. Верховным Советом СССР был принят Закона "О прокуратуре СССР".

Верховный Совет РФ 17 января 1992 г. принимает Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации". В Законе "О прокуратуре Российской Федерации" определены предмет и пределы надзора, куда входят: надзор за исполнением действующих в, Российской Федерации законов; принятие мер, направленных на устранение нарушений закона; осуществление уголовного преследования в отношении лиц, совершивших преступления. Прокуратура имеет целью обеспечение в Российской Федерации верховенства действующих законов.

18 октября 1995 г. был принят Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", в котором нашли отражение основополагающие принципы организации и деятельности органов прокуратуры на современном этапе. В Законе подчеркивается, что органы прокуратуры Российской Федерации составляют единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Hosted by uCoz