Борис Пантелеев

Взаимодействие прокуратуры с общественными организациями

в предотвращении домашнего насилия

Уважаемые коллеги! Думаю, что я имею право обратиться к Вам именно так, поскольку сам являюсь практикующим юристом с 1986 года. Начал свою юридическую карьеру помощником районного прокурора в городе Казани, сам готовил исковые заявления о лишении родительских прав и выселении домашних дебоширов из квартиры. Поддерживал такие требования в суде. Затем перешёл на работу в районный суд, где в качестве судьи, а затем заместителя председателя райсуда лично рассматривал гражданские и уголовные дела. Особенно эмоционально сложными были, конечно, дела о преступлениях несовершеннолетних. Да и с доказательственной базой, как правило, по этой категории дел случались проблемы. В 1998 году я был назначен на должность старшего помощника прокурора Республики Татарстан по связям с общественностью и средствами массовой информации и мне было присвоено звание советника юстиции. За время этой работы мне удалось достаточно глубоко познакомиться с проблемами практически всех правоохранительных органов региона, уяснить и некоторые сильные стороны их работы, и очевидные слабости. В конце 1999 года я познакомился с Дайан Пост, которая проводила в Казани аналогичный семинар и с тех пор постоянно занимаюсь проблемой предотвращения домашнего насилия.

Когда мы беседуем с сотрудниками различных правоохранительных органов на эту тему, а мы уже пообщались с силовиками более чем из десяти городов России, то первая и главенствующая идея, которая высказывается из зала, это мысль о беспомощности самих правозащитников и неготовности потерпевших женщин принципиально отстаивать свои гражданские права. Я убеждён, что несмотря на все трудности и реальные проблемы унынию и апатии в этом вопросе нет места!

Уверенность в этом мне придаёт изученный исторический опыт и современные материалы, любезно предоставленные Ассоциацией американских юристов. Действительно, давайте вспомним, например, что ещё в 60-ых годах в Соединённых Штатах Америки практически нормальным явлением считался расизм. На скамейках в скверах и на дверях ресторанов можно было увидеть таблички : “Кроме негров и собак!”. Расовая дискриминация была осознана обществом как общенациональная проблема и за исторически короткий срок этот вопрос был практически решён. Политкорректность сегодня торжествует не только в голливудских фильмах, но и на практике.

В 70-ых годах американцы приступили к решению гендерной проблемы. Им пришлось развеивать многовековые предрассудки о статусе женщины в обществе, преодолевать исторические и юридические прецеденты. Чего стоит только откровенная “диспропорция” в назначении наказания женщине, убившей своего мужа, на 25 лет лишения свободы, при 5 годах тюрьмы женоубийце в аналогичной ситуации. Оказывается, по многовековой традиции, посягательство на жизнь мужа всегда рассматривалось в англосаксонской системе права как государственная измена – “покушение на короля своего дома”. Было немало и других откровенных проявлений дискриминации по половому признаку. Но, в результате активных и скоординированных действий отдельных выдающихся граждан и специально созданных общественных формирований эта проблема к настоящему времени для Америки в принципе разрешена, хотя актуальности на бытовом уровне не потеряла.

Американская нация уже поверила в свои силы и штурмует теперь новые вершины: вы, наверное, слышали, что весной этого года американские суды удовлетворили 800 серийных исков в 4-м крупнейшим табачным компаниям о взыскании около $2 млрд. в качестве компенсации за вред от курения. Таким образом, через грамотное использование правовых методов общественность успешно ведёт антиникотиновую кампанию. Я думаю, что если процесс пойдёт такими темпами, то через 10 лет Америка будет практически полностью некурящей страной.

Когда мы впервые стали в практическом плане рассуждать о путях борьбы с дискриминацией женщин на примере Республики Татарстан, выявившаяся картина выглядела очень безрадостной. Формально принцип равенства полов провозглашён в Конституции Республики Татарстан и официально не ставится под сомнение. Хотя, в Государственном Совете (парламенте РТ) рассматривался законопроект “О многожёнстве”, внесённый, как указывалось, с целью более полной социальной защиты прав женщин. В России подобный законопроект лоббировала ЛДПР, ссылаясь также на сложившуюся практику, когда многие “новые русские” фактически имеют по несколько семей и весьма успешно их содержат. Но в силу повышенного риска их жизнь внезапно прерывается, и все блага не распределяются равномерно между вдовами, а остаются только официальной жене и её детям. Именно эту несправедливость призван был устранить, по мнению авторов, их законопроект. А в Татарстане к этой экономической причине естественно добавился и религиозный фактор: ислам разрешает каждому мусульманину иметь 4 жены.

Хозяйственные проблемы в городе Набережные Челны привели к тому, что из-за простоя главного конвейера “КамАЗа” многие мужчины-кормильцы сидели без работы. В мэрию поступили конкретные предложения об открытии в городе публичного дома, чтобы таким образом решить проблему занятости населения. И этот вопрос также обсуждался в прессе вполне серьёзно.

Газеты были полны объявлений о наборе красивых девушек для несложной высокооплачиваемой работы, работодатели откровенно требовали предварительного просмотра и оценки внешних данных при собеседовании.

Уровень латентности в половых преступлениях у нас такой же высокий, как и по России в целом. А ситуация с преступностью в целом была и остаётся весьма напряжённой. Ситуация при таком подходе могла показаться безнадёжной и люди вроде бы уже смирились с этим. Правоохранительные органы фактически захлёбывались от объёма производимой работы и при этом не чувствовали поддержки со стороны населения. Авторитет правоохранительной системы в целом явно страдал.

Одним из факторов, который необходимо было учитывать, и важной правовой основой для активизации нашей работы в данном направлении явилось и то обстоятельство, что 1998 год в ознаменовании 50-ти летия со дня принятия Всеобщей Декларации прав человека был объявлен ООН годом прав Человека, и соответствующий Указ был издан Президентом РФ. Эти нормативные акты позволяли уместно и наглядно продемонстрировать заинтересованной общественности истинное значение и конкретные результаты нелёгкого повседневного труда “правозащитников в погонах”.

Рассматривая функции пресс-службы прокуратуры многогранно, мы посчитали необходимым сделать акцент на обратной связи прокуратуры с общественностью. Несомненно, для принятия правильного решения важно знать, что именно думают рядовые граждане-налогоплатильщики о работе органов прокуратуры, как они представляют себе обязанности прокурора и насколько, по их мнению, реализуются на практике их ожидания. Поэтому первым шагом стало широко опубликованное в СМИ объявление о готовности заинтересованно выслушать любое мнение о качестве и методах работы прокуроров на местах и всех других сотрудников правоохранительных органов. Пресс-служба попыталась реально наладить активную обратную связь, когда любая острая критическая публикация в СМИ, любое обращение гражданина или представителя неправительственной организации в прокуратуру рассматривается как проявление гражданской позиции и желания сотрудничать в деле укрепления законности. В этом вопросе, как оказалось, не бывает мелочей и незначительных проблем. Действительно, каждое обращение в прокуратуру вызвано крайне существенными для самого заявителя причинами. Количество любителей переписки ни о чём или профессиональных сутяжников, по нашей оценке, в настоящее время значительно сократилось.

Следовательно, серьёзно мотивированное обращение конкретного гражданина или общественной организации в прокуратуру за помощью в решении какого-либо действительно значимого вопроса необходимо рассматривать как предложение о сотрудничестве как минимум для решения конкретной проблемы.

Также представляется весьма важным постоянный мониторинг и анализ опубликованной в прессе информации на предмет поиска тактических и стратегических союзников из числа журналистов и представителей неправительственных организаций для решения конкретных задач, стоящих перед сотрудниками прокуратуры и других правоохранительных органов.

Приведу несколько примеров полученных нами “сигналов” от общественности, касающихся народного понимания гендерной проблемы, которую мы сегодня обсуждаем.

Молодая мамаша заявила нам по телефону, что её сына-третьекласника “развращают прямо в школе”. Оказывается, школьный туалет у них был оклеен большим количеством фантиков эротического содержания от жевательных резинок и старшие мальчики на переменах проводили “лекции” для малышей, ссылаясь на эти “наглядные пособия”, употребляя непристойные выражения.

Обратился также пожилой бабай с жалобой на то, что у него возник дома конфликт с женой, которая заявила, что возвращаясь в день религиозного мусульманского праздника из мечети он “принёс домой заразу”. На самом деле, этот дедушка зашёл в гастроном и купил там хлеб, масло, молоко и спички. Вот на спичках и оказались “неприличные этикетки”, вызвавшие возмущение его жены. Он заявил, что нельзя продавать такие вещи в обычном магазине и детям, а взрослых нужно специально предупреждать.

Пожилые женщины-мусульманки активно выступили против большого рекламного транспаранта, который был вывешен на площади у центрального универмага. На нём рекламировался новый телефонный справочник г. Казани “Жёлтые, белые, голубые страницы” и были изображены три девичьи попки в трусиках соответствующих цветов с надписью “Не оставайся на задах!”. Они потребовали срочно убрать плакат и наказать “растлителей молодёжи”.

Взволнованные граждане сообщали адреса притонов, конкретные сведения о сутенёрах, работающих под видом гостиниц, бань, туристических фирм и т.п.

Эти и многие другие обращения нуждались в оперативном ответе. А общий объём работы правоохранительных органов между тем не снижался, плановые задания никто не отменял.

В связи с этим, мы взяли за правило не только называть неприятные вещи своими именами, не только реагировать на них правовыми мерами, но и проявлять последовательность, разделяя ответственность с профильными общественными организациями.

При таком двустороннем подходе выясняется, что общий объем работы прокурора несколько изменяется, непроизводительные траты времени сокращаются, а его координирующая роль и способности выполнять именно надзорные функции существенно возрастают. Та же самая работа выполняется на качественно новом уровне, с меньшими трудозатратами и, что весьма важно, очень позитивно воспринимается обществом, явно способствует росту престижа и авторитета сотрудников органов прокуратуры.

В качестве конкретного и наиболее наглядного примера можно привести опыт сотрудничества органов прокуратуры Республики Татарстан с женскими правозащитными организациями “Фемина” из г. Набережные Челны и “Фатима” из г. Казани. Указанные организации проявили инициативу в налаживании длительных контактов с правоохранительными органами и при подготовке своего решения о согласии сотрудники прокуратуры исходили из следующего.

Общеизвестно, что проблема феминистского движения очень широко обсуждается во всех демократических странах, борьба против дискриминации по половому признаку актуальна и в Российской Федерации. Затрагиваемые в этом контексте вопросы уголовного, административного, гражданского, трудового, семейного, избирательного, информационного права бесспорно входят в предмет ведения прокурорского надзора. Ими уже сегодня в той или иной мере приходится заниматься каждому прокурору на своем рабочем месте. Каких-либо кардинальных преобразований, финансовых затрат или длительного обучения для усвоения новых методик производить не требуется.

В Республике Татарстан и ранее существовали различные общественные организации, в той или иной форме предоставляющие интересы женщин: национальная организация “Ак калфак”, общественный совет женщин-сотрудников МВД, бизнес-клуб женщин-руководителей и т.п. Опыт их в основном культурно-просветительной и благотворительной работы с ветеранами, детьми-инвалидами, социально незащищенными слоями населения, безусловно, интересен и ценен.

Феминистские правозащитные организации в настоящее время во многих городах Российской Федерации уже создали новые структуры: постоянно действующие телефоны доверия, образовательные и женские кризисные центры для подвергшихся домашнему насилию и нуждающихся в юридической и психологической помощи женщин.

В результате анализа правозащитной деятельности указанных организаций, представляется возможным сделать следующие выводы и практические рекомендации.

Собираемая ими оперативная информация, безусловно, представляет интерес для правоохранительных органов – службы участковых инспекторов, отделов по расследованию убийств и других преступлений против личности, различных подразделений прокуратуры всех уровней. Анализируя уже имеющиеся статистические данные в сочетании с первичными материалами этих организаций можно составить наиболее точное представление об уровне латентности этой категории правонарушений и разработать максимально эффективные планы профилактики наиболее тяжких видов преступлений.

Более того, в штатах этих организаций, как правило, на постоянной основе работают квалифицированные психологи, владеющие новейшими методиками контактов с субъектом, находящимся под воздействием пост кризисного психологического синдрома, освоившие специфику контактов с несовершеннолетними жертвами насилия и прочие вопросы, которые, к сожалению, далеко не всегда детально известны даже опытному сотруднику правоохранительных органов.

Добросовестный работник прокуратуры по сложившейся многолетней практике, сталкиваясь с человеческим горем, неизменно пытается каким-то образом помочь жертве насилия. Как правило, это связано с большой тратой личного времени и эмоциональных ресурсов. При этом фактически он по существу вынужден заниматься не собственно своей профессиональной юридической работой, качество которой неизбежно страдает.

Существует немало давно выработанных и широко доступных каждому заинтересованному человеку прикладных психологических методик, которые позволяют и самому сотруднику прокуратуры успешно преодолеть возникающие неизбежно сложности в установлении контактного взаимодействия с потерпевшим от преступного посягательства. Необходимую помощь в усвоении этих методик могут оказать штатные психологи, которые уже работают в некоторых региональных прокуратурах, либо сотрудники отделов кадров.

Однако, учитывая специфику данного вида противоправных деяний, а именно особенности психологического статуса жертвы, нередко пребывающей в состоянии пост кризисного синдрома, и повсеместно отмечаемые на практике сложности доказывания, особенно объективной стороны этой категории насильственных преступлений, представляется убедительным и предпочтительным разделение обязанностей между специалистами. Очевидно, что именно грамотно спланированное и осуществленное на практике распределение обязанностей позволит следователю, например, полностью сосредоточиться на сборе и закреплении следов преступления, правовой квалификации содеянного, а особо подготовленному психологу кризисного центра в то же время оказать жертве насилия качественную психологическую помощь. Применяемые в таких случаях специфические психологические методики являются весьма современными и эффективными.

Следователь, оценив эти услуги и восприняв подобные рекомендации, может также принять решение о допуске сотрудника кризисного центра к участию в уголовном деле в качестве эксперта-специалиста или представителя потерпевшего. Анализ судебной практики показывает, что, как правило, у обвиняемого по данной категории дел всегда имеется адвокат (иногда он предоставляется государством бесплатно), а жертва посягательства вынуждена отстаивать свои права на следствии и в суде самостоятельно, что не способствует надлежащей реализации конституционного принципа равенства сторон в состязательном процессе.

Кроме того, феминистские организации готовы взять на себя подготовку и реализацию информационного обеспечения подобного рода процессов с соблюдением всех предусмотренных УПК РФ и международными нормами ограничений, установленных в целях защиты интересов жертвы и авторитета системы правосудия.

Несомненно, что при таком подходе степень реализации целей следственной деятельности и профилактическое значение результатов работы правоохранительных органов в данном направлении в этом случае будет заведомо выше. Немаловажным представляется и тот факт, что восприятие обществом положительной внешней оценки работы правоохранительных органов со стороны неправительственной организации является более весомым и долговременным. Мнение независимого арбитра всегда более авторитетно и убедительно.

Авторитет органов прокуратуры в обществе, несомненно, поднимется и в том случае, если ни одно из обращений граждан не останется без надлежащей оперативной реакции соответствующего работника правоохранительной системы. Однако, не всегда решение вопроса охватывается компетенцией органа прокуратуры и возникающие на практике коллизии порою ставят сотрудников правоохранительных органов перед нелёгким выбором.

Нередко сегодня прокурорам приходится сталкиваться с новыми, неординарными ситуациями, когда, например, заинтересованные лица и организации высказывают обоснованные претензии к содержанию телевизионных программ, рекламных объявлений и плакатов, последствиям конфликтных пограничных ситуаций, связанных с сексуальной эксплуатацией женщин и несовершеннолетних. При этом они категорически требуют от правоохранительных органов осуществить прямое незамедлительное вмешательство в деятельность СМИ, применить конкретные санкции к, как им кажется, явным нарушителям общественного порядка и общепринятых норм нравственности.

В подобных ситуациях представляется целесообразным также использовать возможность взаимодействия с неправительственными организациями как наиболее активными представителями гражданского общества и заинтересованными союзниками в борьбе с противоправной дискриминацией.

Прокурор, проанализировав полученную первичную информацию, может при наличии достаточных оснований принять решение о применении такой меры прокурорского реагирования как вынесение предостережения о недопустимости нарушения закона (в порядке ст.25-1 ФЗ “О прокуратуре РФ”). При необходимости реализации гражданско-правовых последствий этого акта целесообразно доверить заниматься этим самостоятельно в судебном порядке правозащитной организации или общественному объединению. Такое равноправное практическое взаимодействие будет, на наш взгляд, способствовать одновременно наполнению конкретным содержанием полномочий, предоставленных ст. 27 “Федерального Закона от 19.05.95 года №82-ФЗ Об общественных объединениях" и процессуальной экономии в деятельности правоохранительных органов, и повышению авторитета органов прокуратуры.

Есть и другие “спящие” пока нормы нашего законодательства, которые можно задействовать для решения этой проблемы.

Интересные выводы можно, на наш взгляд, сделать при системно-сравнительном анализе отечественного и американского законодательства, направленного на предотвращение домашнего насилия. Действительно, американская правовая система, более целенаправленно решая эту проблему, сформулировала специальные институты, например, практику выдачи судебного охранного ордера.

Суть его вкратце заключается в том, что потерпевший от насилия, как правило, это женщина обращается к судье с просьбой о помощи. Самое главное в такой ситуации – пресечь насилие и разъединить физически конфликтующие стороны. В случае, когда собрать доказательства для экстренного заключения виновного под стражу проблематично, судья в порядке гражданского судопроизводства без приглашения насильника выдаёт охранный ордер. В этом документе содержится предписание агрессору в срок до 3-х часов покинуть квартиру или дом, где было совершено насилие и затем категорически запрещается какое-либо общение с жертвой, с детьми. Специально оговаривается, например, запрет на телефонные звонки, передачу цветов и конфет, парковку автомашины рядом с домом жертвы и т.п. Данный ордер через специального сотрудника суда (пристава) официально вручается агрессору и после этого вступает в силу. За нарушение предписаний охранного ордера наступает уголовная ответственность в виде ареста. Если агрессор считает требования ордера необоснованными, он может обратиться к этому же судье с жалобой и тогда назначается полноценное разбирательство дела по существу. Но практика показывает, что выданные судебные ордера обжалуются очень редко, потому что накал страстей при быстром разъединении конфликтующих сторон резко снижается.

Мы полагаем, что комплексно применяя уже существующие нормы различных отраслей российского права можно эффективно предотвращать различные проявления домашнего насилия.

Кроме того, представляется интересным опыт совершенствования правоприменительной практики путём ломки устаревших стереотипов при рассмотрении по существу конкретных дел. Например, согласно многовековому англосаксонскому прецеденту изнасилование женщины, состоящей в браке её мужем считалось невозможным. Презюмировалось, что самим фактом замужества женщина даёт супругу неограниченное право и согласие пользоваться её телом. Эта презумпция была опровергнута вне устоявшейся процедуры Верховным Судом Соединённого Королевства и затем жалоба осужденного мужа была отклонена Страсбургским судом по правам человека со ссылкой на ст.7 Европейской Конвенции по правам человека.

В связи с этим предлагается переосмыслить, по-новому сгруппировать и тем самым “реанимировать” следующие нормы:

    1. УПК РФ ст. 20,21 Выявление причин и условий, способствовавших совершению преступления, ст.89 Применение мер пресечения,
    2. ст.91 Обстоятельства, учитываемые при избрании меры пресечения, ст.92 Постановление и определение о применении меры пресечения, ст.93 Подписка о невыезде, ст.114 Направление заявления или сообщения по последственности или подсудности, ст.222 Вопросы, подлежащие выяснению при назначении судебного заседания

    3. УПК РФ ст.21.1 Представление органа дознания, следователя, прокурора по уголовному делу,
    4. Ст.21.2, 321 Частное определение (постановление) суда

    5. ГПК РСФСР ст.141 Задачи подготовки дела к судебному разбирательству,
    6. Ст.142 Действия судьи по подготовке дела к судебному разбирательству,

      Ст.225 Частные определения суда,

    7. КоАП РСФСР ст.26 Предупреждение,
    8. Ст.264 Доведение постановления о наложении административного взыскания до сведения общественности,

      Ст.265 Предложения об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

    9. Жилищный Кодекс РСФСР ст.98 Выселение без предоставления гражданам другого жилого помещения.
    10. ФЗ О защите прав ребёнка от 24.07.98 года ст.14 Защита ребёнка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.

Нам представляется, что эффект от комплексного применения этих норм в отношении домашнего тирана вполне аналогичен по силе и последствиям судебному охранному ордеру. Реальное активное применение этих норм действующего законодательства позволяет поставить решительный заслон домашнему насилию уже сегодня.

на главную страницу

 

Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz