Правовые основания доступа к информации
в боевых условиях и некоторые особенности взаимодействия журналистов с силовыми ведомствами.

В повседневной жизни каждый из нас редко задумывается о том правовом поле, в котором реально существует и действует. Между тем, десятками невидимых, но прочных юридических связей мы поддерживаем свой конкретный и всегда определенный статус в обществе. Правовой статус лица может время от времени изменяться, но это должен быть сознательный, контролируемый и управляемый самим субъектом процесс. Важно помнить, что перемещение в другую географическую точку, в любую другую страну не должно пресекать жизненно необходимые Вам юридические связи. Напротив, в идеале это должно создавать дополнительные правовые гарантии. Изучая данную проблему, мы столкнулись с интересной закономерностью: Все иностранные, в основном американские, рекомендации для журналистов, работающих в горячих точках, посвящены способам реального наполнения дополнительных трудовых, социальных, корпоративных, страховых, карьерных, материальных и прочих гарантий. Немногочисленные аналогичные отечественные пособия посвящены в основном тому, как просто физически выжить и не потерять самые элементарные гражданские права. Возможно, это косвенно свидетельствует, в том числе и о том, что не все наши журналисты до сих пор адекватно оценивают себя как профессионала и просто как гражданина.

Отправляясь в горячую точку за информацией, каждый благоразумный человек, а тем более, профессионал, должен в первую очередь определиться со своим правовым статусом. От этого самопозиционирования во многом будет зависеть и успешность миссии в целом, и стоимость накладных расходов, в частности.

Выражаясь правовыми терминами, Вы должны уяснить, прежде всего, для себя, в качестве какого "субъекта" активных действий Вы будете выступать в этот раз там, "на месте". Выбор здесь не велик, но различия в последствиях весьма существенны.

Все равны, но некоторые еще равнее.

Во-первых, это, как ни странно, статус просто гражданина Российской Федерации, временно находящегося вне места своей постоянной регистрации (прописки) в связи с работой, с туристическими целями или иными причинами. Именно к этой категории следует отнести стрингеров, то есть журналистов не состоящих в штате какого-либо конкретного СМИ. Эти люди фактически или по договору выполняют работу журналиста, но, не всегда могут документально подтвердить свой специальный статус. Основным и единственным документом, удостоверяющим личность гражданина, признается паспорт. Перечитайте еще раз, что в нем написано о сроках обмена паспорта, порядке вклеивания новых фотографий и т.п.

Во-вторых, это статус журналиста независимого СМИ, то есть такой редакции, которая не подчинена прямо или косвенно государственной власти, в данном случае вооруженным силам и не выполняет их заказы в информационном обеспечении проводимой военной акции. В этой ситуации документально подтвердить принадлежность к конкретной редакции и специальный статус журналиста, как правило, совершенно не сложно, однако, также нужно быть готовым к тому, что Ваши удостоверения, как и другие документы, будут изучаться "под микроскопом".

В-третьих, это статус так называемого "военного корреспондента", то есть сотрудника СМИ, афилированного с властями, правильно понимающего всю суть происходящего и полностью согласующего с ними свою информационную и прочую жизнедеятельность. Поэтому проблем с документами и другими формальностями у них обычно не возникает.

Конфликтные ситуации, как Вы понимаете, почти всегда обеспечены только первым двум категориям, поэтому на их правовом статусе мы и остановимся подробнее.

А была ли война?

Первая условно правовая проблема, которая, к сожалению, является очень распространенной в Российской Федерации и других странах СНГ это так называемая, терминологическая путаница с далеко идущими последствиями. После возникновения очередного вооруженного конфликта некоторое время, а иногда и несколько лет власти не могут сами определиться, а как же правильно называть, то, что реально происходит: война, отдельные боестолкновения, антитеррористическая операция, полицейская акция, пограничный конфликт, бандитские разборки? Мы называем эту проблему условно правовой, поскольку определение любого вооруженного конфликта всегда связано с политической оценкой той или иной стороны. Противостояние в политике неизбежно порождает терминологические оценочные штампы в идеологии и пропаганде: давно известно, что у наших - только "разведчики", а у наших врагов - всегда "шпионы".

С точки зрения международного гуманитарного права этот вопрос решается весьма просто: или есть официально объявленная война или ее нет. Применение регулярной армии по ее прямому назначению внутри своей собственной страны в цивилизованном мире является недопустимым. Согласно ст.87 Конституции Российской Федерации состояние войны и военное положение на всей территории страны или в отдельных её местностях в случае агрессии вправе объявлять только Президент РФ, соблюдая особую процедуру. Делается это, также как и введение чрезвычайного положения в силу ст.56 Конституции РФ всегда публично с незамедлительным сообщением об этом представительным органам власти. В случае объявления войны международными стандартами допускается официальное временное приостановление действия некоторых конституционных прав и свобод граждан на части или на всей территории вступившего в войну государства. Например, может быть ограничена свобода передвижения по территории страны, свобода сбора и распространения информации по военной и связанной с ней тематике.

Как известно, на практике мы обычно не встречаемся с таким последовательным правовым подходом. Факт ведения военных действий признается спустя длительное время после их начала, либо описывается в иных формулировках. Ограничения гражданских прав и свобод нередко фактически вводятся произвольно на уровне устных распоряжений отдельных командиров воинских частей на контролируемых ими территориях без официального государственного объявления войны, но под предлогом боевых действий, специальных операций и т.п.

Такую практику игнорирования действующего конституционного права всегда следует иметь в виду и учитывать, что с ней можно и нужно бороться. Прежде всего, последовательно отстаивая свои собственные гражданские права.

В этом случае нельзя допустить торжества двойных стандартов, когда, с одной стороны, факт ведения военных действий еще официально не признан, а конституционные гарантии прав личности, например, ст.29 Конституции РФ в части свободы сбора и распространения информации уже не действуют. И военные власти, и военнослужащие внутренних войск МВД, и сотрудники других правоохранительных органов даже в условиях "антитеррористической операции" по-прежнему связаны, в частности, действием Конституции, Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов Российской Федерации.

Правовой ликбез способствует личной свободе.

В этих важнейших правовых актах зафиксированы основания и процедура привлечения граждан к ответственности за совершение уголовно наказуемых деяний. Они раскрывают правовое содержание важнейших понятий, использование которых в ином упрощенном порядке недопустимо.

К моменту подготовки данного материала подходил к завершению законотворческий процесс принятия нового Уголовно-процессуального кодекса РФ. Мы анализируем, поэтому одновременно и положения УПК РСФСР от 27.10.1960 года в редакции 17.11.2001 года, и соответствующие статьи нового УПК РФ, которые, однако, вступают в силу только с 01.01.2004 года.

Например, ограничение свободы передвижения в виде задержания на срок до трех суток в качестве подозреваемого любого гражданина и журналиста, в том числе возможно лишь при наличии указанных в ст.122 УПК РСФСФ оснований, а именно:

    1. когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
    2. когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное лицо, как на совершившее преступление;
    3. когда на подозреваемом или на его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

При наличии иных данных, дающих основания подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано лишь в том случае, если это лицо покушалось на побег или когда оно не имеет постоянного места жительства, или когда не установлена личность подозреваемого. Вот когда понимаешь, как важно всегда иметь при себе нормальное удостоверение личности с фотографией!

Заключение под стражу в качестве меры пресечения возможно согласно ныне действующей ст.96 УПК РСФСР лишь после возбуждения уголовного дела с санкции прокурора на арест и по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года. Прокурор по логике закона должен самостоятельно выступать и в этом случае гарантом соблюдения конституционных прав граждан.

В силу ч.2 ст.22 Конституции РФ арест, заключение под стражу и содержание гражданина под стражей возможно лишь по судебному решению. Однако процессуальный механизм судебного контроля за арестами в полную силу заработает только после 01.01.2004 года.

Нередко используемые на практике термины "интернирование", "принудительный привод", а также их бытовые эквиваленты не должны восприниматься как достаточное обоснование законности чьих-либо действий по ограничению свободы передвижения гражданина при отсутствии убедительных конкретных ссылок на уголовно-процессуальный кодекс.

Как понимать масштаб "точечных операций"?

Степень локальной ограниченности боевых действий не может трактоваться произвольно. Усмотрение военных и в этом ограниченно рамками действующего законодательства. Например, термин "контртеррористическая операция" в законодательном смысле имеет право на жизнь лишь в привязке к "отдельным участкам местности или акватории, транспортным средствам, зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, а также прилегающим к ним территории или акватории, в пределах которых проводится указанная операция". В любом случае, юридически некорректно распространять действие такой операции на территорию целого субъекта Российской Федерации.

Есть разные профессии - Родину защищать.

Необходимо сделать небольшое теоретико-правовое отступление, позволяющее избежать шаблонной оценки работы журналиста в зоне боевых действий и дающее весомые аргументы в частых спорах с военными начальниками, которые очень не заинтересованы в присутствии каких-то неподконтрольных очевидцев и внешней оценке их работы. Речь идет об общественной значимости журналистского труда, когда в таких специфических формах профессиональной деятельности журналисты фактически выполняют свою конституционную обязанность, а именно обязанность защищать Родину. В ст.59 Конституции РФ написано, что "Служба в вооруженных силах Российской Федерации это почетный долг и священная обязанность каждого гражданина". Такой подход является традиционным, но не вполне корректным. В отличие от этого международные стандарты, которые признала и наша страна, говорят не о службе государству, а о защите своей Родины в широком смысле. При вдумчивом детальном рассмотрении это, оказывается, несколько другое — речь в этом случае должна идти о понятиях справедливой и не справедливой войны, то есть о праве свободного выбора каждого гражданина, когда сам человек принимает решение защищать или не защищать с оружием в руках конкретные ценности.

Защита Родины всегда предполагает вклад гражданина — личный, интеллектуальный, денежный и прочий вклад в то, что он считает справедливой войной. Например, во многих странах мира нет воинской обязанности как таковой, но там есть повышенный налог на лицо, которое не хочет лично служить в армии. Военнообязанный платит налогов в течение трех лет, например, на десять процентов больше, чем он платил бы, если бы он сам реально служил в армии. Повышенный денежный налог идет на то, чтобы нанимать других людей для того, чтобы они служили в армии. То есть и здесь не всё так безальтернативно, как пока у нас.

Следуя такой логике вполне разумно считать добросовестную постоянную работу журналиста в боевых условиях специфической формой исполнения им своего гражданского долга по защите Родины. Во всяком случае, его деятельность в информационный век не менее полезна для общества в целом, чем культурные мероприятия фронтовых артистов.

Чем осмотр отличается от досмотра?

А для того, чтобы эта деятельность была еще и эффективна, необходимо научиться самому отстаивать свои законные права. Поэтому нужно для начала запомнить несколько терминов и формулировок, которые наиболее часто употребляются при общении с военными и правоохранительными органами.

Так, когда кто-либо из людей в погонах предлагает Вам пройти "осмотр", то можно предположить, что он по неграмотности приравнивает Вас к предметам, документам и трупам, поскольку по закону - ст.ст.178-180 УПК РСФСР это участь только неодушевленных объектов. Аналогичный подход сохраняется и во вновь принятом УПК РФ.

В отношении живого человека подобное действие называется "освидетельствование" и возможно только после составления следователем специального постановления, в присутствии понятых, а в необходимых случаях с участием врача. В тех случаях, когда освидетельствование лица другого пола сопровождается обнажением, оно всегда проводится врачом. Закон - ст.181 УПК РСФСР специально оговаривает, что при освидетельствовании не допускаются действия, унижающие достоинство или опасные для здоровья освидетельствуемого лица. Действие это проводится не с целью изъять у Вас что-либо, а лишь установить на теле следы преступления или наличие особых примет. Так что, в случае отсутствия у Вас каких-либо телесных повреждений, не поленитесь громко заявить об этом и потребовать занести данный факт в протокол освидетельствования. Такой документ может стать для Вас своеобразной охранной грамотой и даже специфическим страховым полисом. Дело в том, что по утвердившейся уже международной судебной практике, получившей развитие в решениях Европейского Суда по правам человека в Страсбурге, правоохранительные органы, взявшие Вас на свое "попечение и довольствие" в любой форме (задержание, арест и т.д.) несут полную ответственность за состояние Вашего здоровья весь период, пока Вы не можете самостоятельно определять свою дальнейшую судьбу. Были прецеденты взыскания материальной компенсации с администрации места заключения за сломанную ногу во время обычного передвижения заключенного по территории тюрьмы…

Когда же основной целью воздействия на Вас является изъятие каких-либо предметов или документов, то это официально называется личный обыск. Данное следственное действие также обязательно сопровождается составлением протокола (ст.176 УПК РСФСР), куда Вы имеете право занести свои возражения и ходатайства. Копию этого протокола вам обязаны выдать на руки, а Вы постарайтесь запомнить лица понятых, чтобы потом сверить анкетные данные этих людей с теми, что будут записаны в протоколе.

Куда следует жаловаться?

Всякая "полицейская операция" имеет официально провозглашенную цель. Как правило, это в том числе и наведение конституционного порядка. Для этого помимо обычных гражданских силовых структур создаются еще дополнительные, параллельные военные. Таким образом, следуя формальной бюрократической логике, система защиты правопорядка как бы даже удваивается, а иногда и утраивается. Что из этого получается на практике - мы с Вами видим. Однако совсем это не означает, что не нужно пользоваться возможностями данных структур для отстаивания своих профессиональных и гражданских прав. Делопроизводство и процедура в военной прокуратуре и трибуналах поставлены, как показывает практика, замечательно и направлять туда первичные жалобы на любые нарушения Ваших прав, по-моему, все же стоит. Вам, однако, вполне могут дать предельно краткий ответ со ссылкой на ведомственный приказ. Но это уже будет пища для размышления хотя бы юристу Вашей редакции, а может быть и тема для нового репортажа.

Журналист, прибывающий в зону военных действий для выполнения своих профессиональных обязанностей, должен знать еще две обязательных законодательных предпосылки своего успеха. Это универсальные вопросы регистрации и аккредитации в специфических боевых условиях.

Вечная временная прописка, она же регистрация.

Согласно ст.27 Конституции РФ "Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать места пребывания и жительства". В силу Закона РФ от 25.06.93 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства" местом пребывания гражданина признается "гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в которых он проживает временно". Изменением места пребывания признается "любое постоянное пребывание в любой местности в течение десяти и более дней".

Таким образом, если Вы приезжаете в командировку в другую местность на срок более 10 дней, то необходимо зарегистрироваться по месту своего нового временного пребывания, даже если это палаточный городок беженцев или переоборудованная под пресс-центр туристская база. Максимальный срок такой регистрации, как правило, не более трех месяцев. Нарушение этого порядка признается административным правонарушением, за который может быть Вам объявлено предупреждение или наложен штраф в размере 10 рублей.

Нередко военные власти пытаются необоснованно расширить сферу своей исключительной компетенции и закрыть для журналистов как можно большие территории. Делается это, например, под предлогом того, что существуют в указанном Законе изъятия в свободе передвижения. В частности, согласно ст.8 "право граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации может быть ограничено в пограничной полосе, в закрытых военных городках, в закрытых административно-территориальных образованиях, в зонах экологического бедствия, на отдельных территориях и населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, отравлений людей введены особые условия хозяйственной деятельности и режимы проживания населения, а также на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение".

Важно знать, что такое пограничная зона и пограничная полоса, чтобы не позволять толковать эти понятия произвольно. Пограничная полоса - это только тот участок, который впрямую примыкает к границе, из которого пять километров - пограничная зона, двадцать километров - зона пограничного режима. После 20 километров, например, от российско-грузинской границы в районе Чеченской республики все утверждения военных об особом статусе территории не выдерживают критики.

Вашим достойным правовым аргументом в этих случаях должны стать ссылки на подпункт 7 части 1 статьи 47 Закона РФ 1992 года "О средствах массовой информации", согласно которого "журналист имеет право посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях".

Таким образом, вопрос о необходимости регистрации по месту пребывания является важным в любом случае и его нельзя игнорировать.

Аккредитовывать - значить содействовать.

Столь же серьезным для каждого журналиста считается вопрос об аккредитации. Согласно ст.48 Закона РФ "О средствах массовой информации" суть аккредитации заключается в том, что после ее получения "аккредитовавшие журналистов органы обязаны предварительно извещать их о заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, обеспечивать стенограммами, протоколами и иными документами, создавать благоприятные условия для производства записи". В силу этого акта аккредитация применяется для регулирования работы журналистов в рамках какого-либо государственного органа, общественного объединения, учреждения, организации, предприятия. Кроме того, в Российской Федерации существует институт аккредитации иностранных журналистов при Министерстве иностранных дел.

Введенные для работающих в Чечне журналистов "Правила аккредитации при аппарате помощника Президента РФ" представляют собой локальный акт, направленный скорее на ограничение прав работников СМИ. Подробный анализ его дан ведущими экспертами Союза Журналистов РФ, которые справедливо отмечали его противоречивость и даже антиконституционность. Действительно, если аккредитованным по этим правилам журналистам отныне "запрещается самостоятельно передвигаться по территории Чеченской республики, брать интервью у военнослужащих и прочее", то такое "благоприятствование" иначе как издевательством над духом и буквой профильного федерального закона трудно назвать.

Вряд ли кто-то всерьез будет спорить, что лишение или отказ в аккредитации в зависимости от содержания прежних публикаций нарушает права журналистов и препятствует их профессиональной деятельности. Согласно ст. 48 Закона "О СМИ" журналист может быть лишен аккредитации лишь в двух случаях: когда им нарушены правила аккредитации (которые, однако, в силу требований ст. 1 и 5 этого же закона не могут включать положений, ограничивающих свободу массовой информации и права журналистов) и если журналистом распространены не соответствующие действительности, порочащие честь и достоинство работников аккредитовавшей организации сведения, что должно быть подтверждено вступившим в силу решением суда. Никакие иные случаи, в том числе связанные с "необъективностью", "тенденциозностью" освещения, не могут служить основанием для лишения аккредитации.

Кроме того, такие понятия, как "искажение информации", "необъективность освещения", являются сугубо оценочными и могут трактоваться должностными лицами по их усмотрению и использоваться в качестве отместки за критические выступления.

Морально каждому журналисту нужно быть всегда готовым к подобного рода формальным и около официальным препонам в своей работе. Юридической защитой вам может служить ст.144 Уголовного кодекса РФ, которая предусматривает уголовную ответственность в виде лишения свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Под действие этой статьи можно подвести практически любое воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста, как в обычной, так и в боевой обстановке.

Количество такого рода нарушений по поступающим в Союз журналистов России сведениям велико, а устойчивая практика успешного применения этой статьи российскими правоохранительными органами пока не выработана. Хотя сами по себе способы фиксирования фактов таких правонарушений и порядок обжалования, возбуждения дел этой категории, не представляют особой юридической сложности.

Кроме того, самостоятельно можно ставить вопрос о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда, причиненного в результате неправомерных действий в отношении самого журналиста и его имущества.

В этом случае достаточно эффективными становятся рекомендации западных коллег о необходимости обязательного страхования здоровья самого журналиста и стоимости всего его оборудования в солидной страховой конторе. Если у вас есть время и возможность приобрести такой страховой полис международного стандарта, то помимо полного и быстрого возмещения потенциального вреда вы получаете верный шанс "перебросить" все свои сопутствующие проблемы на юристов страховой фирмы, которые всегда по долгу службы заинтересованы в возврате как минимум фактически понесенных расходов.

О пользе осведомленности.

Умудренный опытом приятель рассказывал мне, что всех современных юристов он оценивает как охотничьих собак: кто-то более способен длительное время преследовать зайца по полю, кто-то может терпеливо ждать у норы лису, а потом старательно рыть носом землю, другие не брезгуют прыгнуть в болото, чтобы принести хозяину подстреляную утку. Действительно, это образное и несколько циничное сравнение, по сути, верно. Подобное разделение обязанностей верный залог эффективности. Практика показывает, что в настоящее время специализация в правовой сфере очень разнообразна, и поэтому не нужно стесняться выбирать юристов и искать специалистов именно по интересующему Вас региону, экспертов по конкретному типу конфликтов. Нисколько не ставя под сомнение компетентность юридической службы Вашей редакции, универсальность и пробивные способности Вашего личного адвоката, смею предложить Вашему вниманию еще несколько полезных, на мой взгляд, электронных адресов. Эксперты этих и других специализированных некоммерческих организаций готовы оказать вам конкретную правовую помощь в подобных спорных ситуациях, а возможно и предотвратить потенциальные конфликты. При этом они обоснованно исходят из того очевидного факта, что, несмотря на суверенизацию последних лет, правовые системы стран СНГ по-прежнему мало отличаются друг от друга. У них общие основы и алгоритм разрешения конфликтных ситуаций. Кроме того, по данной тематике уже сформировались довольно определенные международные стандарты, на которые необходимо ориентироваться при разрешении конкретных конфликтных ситуаций.

советник юстиции Пантелеев Б.Н.

на главную страницу
Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz