СПЕЦИФИКА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ

НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Иванова: Отличительные признаки любого государства – это его граница, армия и налоги. Если с первыми двумя мы сталкиваемся при определенных обстоятельствах, то с последним чуть ли не каждый день, например, в магазине; и по мере получения зарплаты - раз в один месяц; несколько - в полгода. С юридической точки зрения, налоги – это обязательные платежи взимаемые с физических и юридических лиц. Налоги делятся на косвенные, которые включаются в цену товаром массового потребления и тарифы на услуги, сейчас их еще называют акцизными, и прямые, которыми облагаются имущество и доходы. Вот они то и становятся “лакомым кусочком” российского налогового законодательства. Оно, кстати, за последнее десятилетие менялось не единожды, порой, не успевая за изменениями в финансовой сфере.

Пантелеев: Мы сейчас живем в эпоху очередной налоговой революции, т.е. налоги в нашей стране были подняты до такой планки, когда с каждого рубля приходилось платить 98 копеек в казну. Сегодня власти признали бесперспективность дальнейшего выжимания денег таким способом и официально объявили о политике снижения налогов.

Создано новое Министерство налогов и сборов, оно, во-первых, проводит линию на уменьшение налоговых ставок и, во-вторых, перенос центра тяжести сборов с предприятий юридических лиц на физических лиц налогоплательщиков, то, как это делается в целом мире.

Проверки проводятся у нас ежедневно, планово, их проводят контрольные органы. Эти органы существуют в налоговой инспекции, в налоговой полиции. К сожалению, их работа пока мало эффективна и сбор налогов у нас не увеличивается, а продолжает падать. Это главная проблема. А роль прокуратуры заключается в том, что мы следим за тем, как работают контрольные органы в текущем порядке, стараемся активизировать их работу, сделать ее более эффективной, чтобы их проверки были целевыми и давали конкретные результаты, чтобы налоговые нарушения, которые они выявляют, пресекались реально и чтобы штрафы, которые они выставляют виновным лицам были взысканы.

Иванова: Следует пояснить еще один момент, касающийся сегодняшней темы. Налоговая инспекция – это государственная структура, наделенная соответствующими полномочиями по сбору налогов, а полиция – это военизированная госструктура, обеспечивающая законность и правопорядок между инспекторами и налогоплательщиками. Показательно и то, что еще год назад в средствах массовой информации, рекламных плакатах и роликах звучал несколько угрожающий призыв: “Заплати налоги и живи спокойно!”, сейчас об этом вежливо просят, взывая к эмоциям и чувствам потенциальных налогоплательщиков.

Пантелеев: По степени жесткости мер воздействия на налогоплательщиков я думаю, что потолок достигнут, и в то же время эффективности это не дало, т.е. меры воздействия путем угроз, запугивания не дают того результата, на который рассчитывают налоговые органы. И поэтому решили действовать путем убеждения и уговоров. Это нормально, люди должны сознательно платить налоги, а такими террористическими методами многого добиться нельзя.

Иванова: Сегодня юридические лица, т.е. организации и предприятия, платят сотни разных налогов. Для граждан самым известным и распространенным является подоходный налог.

Пантелеев: Обычно считается, что человек имеет стимул к работе и имеет желание добровольно платить налоги, когда размер налогов не превышает 30%. Это оптимальная ставка. А у нас порою доходит до 98%. Но это с юридических лиц, все виды налогов и перечень этих налогов гигантский, т.е. несколько сотен налогов, бывает, платят организации, но чаще всего не платят, а всеми возможными способами уходят от него. Суть политики, которая заложена в новом кодексе, как можно минимизировать количество налогов, укрупнить их и создать фиксированную ставку, чтобы человек знал, что больше 32-35% с него ни в коем случае не возьмут. Тогда появляется стимул к труду.

Иванова: Недавно прокуратура Татарстана обратилась в арбитражный суд с иском об отмене налоговых сборов за проезд через мосты по главным рекам республики и выиграла это дело, доказав его незаконность. Вот только соблюдается это сейчас далеко не везде.

Евлентьев: В сознании российского общества сложилось твердое убеждение, что необходимо всеми законными и незаконными путями уходить, насколько это возможно, от уплаты налогов и сборов. Отсутствие четкой программы действий по выводу страны из экономического кризиса, частая смена правительства, законов, налоговых ставок, регулярные изменения самой системы государственных органов, с учетом всего этого можно говорить о существовании в сознании российского общества болезни под названием "синдром нестабильности". Когда нет ничего постоянного (даже Конституция постоянно изменяется) в обществе возникает модель поведения, когда нет смысла думать о завтрашнем дне, никогда не знаешь, что будет завтра, либо полная национализация, либо приватизация. Девизом жизни стал лозунг -"Живи одним днем!". Налоговая система играет ведущую роль в этом "синдроме нестабильности". Необходимы кардинальные и всем понятные изменения налоговой политики государства, основанные на разумных ставках налогов, стабильности и устойчивости, при одновременном увеличении меры ответственности за неуплату налогов и сборов.

C 1 января 1999 г. в России введена в действие Часть первая Налогового кодекса. Она устанавливает общие принципы налогообложения, детально описывает процедуры налогового администрирования и устанавливает меры ответственности за налоговые правонарушения. В июле 1999 г. Часть первая Налогового кодекса подверглась существенной переработке.

С 01.01.2001 вступили в действие четыре главы Части второй Налогового кодекса, посвященные НДС, акцизам, подоходному налогу с физических лиц и единому социальному налогу. Все законы по другим налогам продолжают действовать, но только в части, не противоречащей Части первой Кодекса. Хотелось бы рассказать об основных началах законодательства о налогах и сборах.

Часть первая Кодекса устанавливает общие принципы налогообложения, в том числе:

Министерство РФ по налогам и сборам (МНС РФ), Минфин, ГТК, органы государственных внебюджетных фондов в целях единообразного применения законодательства о налогах и сборах издают обязательные для своих подразделений (но не для налогоплательщиков) приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением, которые не относятся к актам законодательства о налогах и не могут изменять или дополнять законодательство о налогах.

МНС РФ утверждает обязательные для налогоплательщиков (в случаях, предусмотренных законодательством):

Сведения о действующих региональных налогах и сборах и их основных положениях ежеквартально публикуются МНС РФ, а сведения о местных налогах публикуются не реже одного раза в год региональными налоговыми органами.

Федеральные законы, вносящие изменения в Кодекс в части установления новых налогов и сборов, а также региональные и местные акты налогового законодательства, вводящие новые налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Иные акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, а акты законодательства о налогах (кроме сборов) - также не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Не имеют обратной силы акты налогового законодательства:

Имеют обратную силу акты налогового законодательства:

Нормативный правовой акт о налогах и сборах считается несоответствующим Кодексу, если он:

Признание нормативного акта не соответствующим Кодексу осуществляется в судебном порядке, если иное не предусмотрено Кодексом (Правительство РФ, исполнительные органы власти или местного самоуправления, принявшие этот акт, вправе до суда его отменить или внести соответствующие изменения).

Эти же правила распространяются на нормативные правовые акты, регулирующие порядок взимания налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу РФ.

Действующая система налогов установлена ст. 19-21 Закона "Об основах налоговой системы РФ" и применяется до введения в действие Части второй Налогового Кодекса.

Федеральные налоги установлены федеральными законами и взимаются на всей территории РФ, однако налоговая ставка или ее часть может устанавливаться на региональном или местном уровне.

Налоги субъектов Федерации и местные налоги устанавливаются (в пределах перечня, установленного законом "Об основах налоговой системы") соответствующими органами представительной (законодательной) власти. Таким образом, в различных субъектах Федерации действует различный набор налогов.

В России может взиматься около 40 различных видов налогов. Основными из них являются следующие:

Федеральные налоги

Региональные налоги

Местные налоги

Специальные налоговые режимы

Предприятия малого бизнеса и индивидуальные предприниматели по решению законодательного органа субъекта Федерации могут быть переведены на уплату налога на вмененный доход, заменяющего уплату большинства федеральных, региональных и местных налогов.

Каждый налогоплательщик или налоговый агент вправе обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действия или бездействие нарушают их права.

Обжалование нормативных правовых актов налоговых органов производится в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Акты, действия и бездействие могут быть обжалованы:

Рассмотрение жалобы вышестоящим органом или вышестоящим должностным лицом

Жалоба рассматривается в срок не позднее одного месяца со дня получения.

Вышестоящий орган (его должностное лицо) вправе:

По жалобе на акт налогового органа:

 

По жалобе на действие (бездействие) должностного лица налогового органа: вынести решение по существу.

Лицу, подавшему жалобу, сообщается о принятом решении в письменной форме не позднее трех дней после его принятия.

Подача жалобы в общем случае не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия, однако вышестоящий налоговый орган или его должностное лицо вправе полностью или частично приостановить действие обжалуемого акта или действия, если он имеет достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствуют законодательству РФ.

Обязанность налогоплательщика по уплате налога

Обязанность по уплате налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных налоговым законодательством обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

Прекращается:

Исполнение обязанности по уплате налога

Если иное не предусмотрено налоговым законодательством, налогоплательщик обязан исполнить обязанность по уплате налога самостоятельно.

Обязанность по уплате налога:

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного ее исполнения. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в срок производится взыскание налога в бесспорном порядке (для организаций) или в судебном порядке (для физических лиц) за счет:

Взыскание налога с юридических лиц производится на основании решения налогового органа, направляемого в банк, в котором открыты счета налогоплательщика. Это решение принимается не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога (после этого срока решение считается недействительным и исполнению не подлежит) и доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) в течение 5 дней после принятия решения.

Налог не признается уплаченным:

Порядок исчисления налогов

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет подлежащую уплате за налоговый период сумму налога исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В случаях, предусмотренных законодательством о налогах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этих случаях налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление (заказным письмом или путем вручения под расписку). Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Исчисление налоговой базы

Организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки. В случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения).

Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций, в порядке, определяемом Минфином РФ и МНС РФ.

Остальные налогоплательщики - физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций данных об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов, осуществляемого по произвольным формам.

Порядок уплаты налогов

Уплата налогов производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном Частью второй Кодекса (до его принятия - соответствующими Федеральными законами) в установленные сроки.

Изменение срока уплаты налога или сбора

Может производиться только при наличии установленных Кодексом условий и в общем случае - только под залог имущества или при наличии поручительства юридического или физического лица. При изменении срока уплаты налога или сбора пени не начисляются.

Формы изменения срока уплаты налога

Допустимыми формами изменения срока уплаты налога являются:

Отсрочка и рассрочка могут предоставляться также:

Указанные правила применяются также в отношении уплаты налогов и сборов в государственные внебюджетные фонды.

Требование об уплате налога

Требование об уплате налога - направленное налогоплательщику или налоговому агенту при наличии у него недоимки письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о:

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (передано руководителю или законному или уполномоченному представителю организации) или налоговому агенту:

 

Порядок принудительного исполнения обязанности по уплате налогов

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность организации по уплате налога исполняется принудительно в бесспорном порядке. Бесспорный порядок взыскания не может быть применен к организации, если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом:

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность физического лица по уплате налога исполняется принудительно в судебном порядке.

Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов

Залог имущества или поручительство

Применяются в случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов - рассрочка, отсрочка, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит. Оформляются договором залогодателя (поручителя) с налоговым органом.

Пеня

Применяется независимо от других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов. Размер - 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ. Не начисляется на сумму недоимки, не погашенной в результате приостановления операций по счетам в банке (по решению суда или налогового органа) или наложения ареста на имущество.

Приостановление операций по счетам в банке

Применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога. Означает прекращение расходных операций по расчетному (текущему) счету. Не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством предшествует исполнению обязанности по уплате налогов. Может быть применено только одновременно с вынесением решения о взыскании налога. Может применяться также в случае непредставления налогоплательщиком (организацией или индивидуальным предпринимателем) налоговой декларации в течение двух недель по истечении установленного срока или отказа от ее представления.

Наложение ареста на имущество налогоплательщика - организации

Представляет собой действие с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика или налогового агента в отношении его имущества для обеспечения исполнения решения о взыскании налога. Производится в случае неисполнения налогоплательщиком выставленного требования об уплате налога либо при наличии оснований полагать, что налогоплательщик предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество. Может быть полным (лицо не вправе распоряжаться имуществом, а владение и пользование осуществляются под контролем и с разрешения налогового или таможенного органа, применившего арест) и частичным (владение, пользование и распоряжение имуществом осуществляются под контролем и с разрешения налогового или таможенного органа).

Арест имущества производится в присутствии понятых, при участии налогоплательщика, его законного или уполномоченного представителя.

Указанные правила в части залога имущества (поручительства) и начисления пени применяются также для обеспечения исполнения обязательств по уплате взносов в государственные внебюджетные фонды.

 

Зачет и возврат налогов

Излишне уплаченные налоги

Сумма излишне уплаченного налога может быть:

При возврате налогов:

Излишне взысканные налоги

Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. При наличии недоимки или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету или внебюджетному фонду, такой возврат производится только после зачета этих сумм.

Основанием для возврата является признание в установленном порядке налоговым органом либо судом факта излишнего взыскания такой суммы.

Сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными процентами по ставке, равной ставке рефинансирования ЦБ РФ.

Вместе с суммой излишне взысканного налога возвращаются соответствующие этой сумме пени, а также проценты на пени.

Налоговая декларация

Налоговая декларация - письменное заявление налогоплательщика на бланке установленной формы о полученных доходах и осуществленных расходах, источниках доходов, налоговых льготах, исчисленной сумме налога и (или) других данных, связанных с исчислением и уплатой налога.

Налоговая декларация представляется в налоговые органы по месту учета налогоплательщика в установленные законодательством сроки каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено соответствующим законодательством о налогах.

Формы налоговых деклараций, если они не утверждены законодательством о налогах и сборах, разрабатываются и утверждаются МНС РФ.

Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком лично или по почте. При представлении декларации лично налогоплательщиком налоговый орган не вправе отказать в ее принятии и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку о принятии и дате представления на копии декларации. При отправке по почте днем представления декларации считается дата отправки заказного письма с описью вложения.

Указанные правила распространяются на порядок декларирования данных, связанных с исчислением и уплатой взносов в государственные внебюджетные фонды (органы этих фондов разрабатывают формы и порядок заполнения налоговых деклараций).

Внесение изменений и дополнений в налоговую декларацию

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию (подать соответствующее заявление в налоговый орган).

 

Формы налогового контроля

Налоговый контроль осуществляется должностными лицами налоговых органов в следующих формах:

В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах и в органах государственных внебюджетных фондов.

Учет налогоплательщиков

должны встать на учет по месту нахождения или по месту жительства в течение 10 дней после государственной регистрации.

Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, но за пределами места нахождения самой организации должны встать на учет не только по месту нахождения организации, но и по месту нахождения каждого обособленного подразделения - в течение месяца после создания подразделения.

Организации и физические лица, имеющие недвижимое имущество и транспортные средства, место нахождения которых отлично от места нахождения (жительства) собственника имущества должны встать на учет не только по месту своего нахождения (жительства), но и по месту:

приписки или государственной регистрации, а при отсутствии таковых - месту нахождения (жительства) собственника имущества - для других транспортных средств

Организации - налоговые агенты, не учтенные в качестве налогоплательщиков должны встать на учет по месту нахождения, в порядке, предусмотренном для организаций-налогоплательщиков

Постановка на учет физических лиц, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, осуществляется налоговым органом по месту жительства на основе информации, предоставляемой органами, осуществляющими регистрацию физических лиц, актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества.

Каждому налогоплательщику при постановке на учет присваивается единый на всей территории РФ персональный идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).

 

Налоговые проверки

Могут охватывать не более чем три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, предшествующих году проверки.

Налоговым Кодексом определен порядок:

Камеральные проверки

Камеральные проверки проводятся:

Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.

На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган выставляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.

Выездные проверки

Выездные проверки проводятся в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей на основании решения руководителя налогового органа (его заместителя) не чаще одного раза в год по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Выездные проверки проводятся независимо от времени проведения предыдущей проверки, если они:

Выездные проверки должны длиться не более двух месяцев ( в исключительных случаях - до трех месяцев по решению вышестоящего налогового органа). При наличии обособленных подразделений срок проверки увеличивается на один месяц на проверку каждого подразделения.

Результаты выездной проверки оформляются не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке. Результаты оформляются в виде акта по установленной МНС РФ форме, подписываемого уполномоченными должностными лицами налоговых органов и руководителем проверяемой организации или индивидуальным предпринимателем. Об отказе последних подписать акт или об уклонении от его получения в акте делается соответствующая запись.

Налогоплательщик вправе в течение двух недель представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражений по акту.

По истечении этого срока в течение двух недель акт налоговой проверки, в котором зафиксированы налоговые правонарушения, и другие документы рассматриваются руководителем налогового органа (его заместителем). Если налогоплательщиком представлены объяснения или возражения, материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей.

 

Производство по делу о налоговом правонарушении

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым Кодексом установлена ответственность.

Никто не может быть привлечен повторно к налоговой ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.

Предусмотренная Кодексом ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством.

Каждое лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда.

Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности данного лица, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности данного лица толкуются в его пользу.

Обстоятельства, исключающие привлечение к ответственности

Виновным признается лицо, совершившее правонарушение умышленно или по неосторожности. Обстоятельствами, исключающими вину, признаются:
Срок давности составляет три года со дня совершения налогового правонарушения (для всех правонарушений, кроме грубого нарушения правил учета доходов и расходов, неуплаты или неполной уплаты сумм налога, в отношении которых срок считается со следующего дня после окончания налогового периода).

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность

СМЯГЧЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

(размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза)

Иные обстоятельства.

ОТЯГЧЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

(размер штрафа увеличивается на 100 процентов)

Совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за аналогичное правонарушение.

 

Налоговые санкции

При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений санкции взыскиваются за каждое из них без поглощения менее строгой санкции более строгой.

Санкции, в рамках общей очередности, установленной гражданским законодательством, уплачиваются после перечисления недоимки по налогу и пеней.

Ответственность за налоговые правонарушения в виде налоговых санкций применяется только по решению суда на основании иска о взыскании налоговой санкции. До обращения в суд налоговый орган обязан предложить привлекаемому к ответственности лицу добровольно уплатить сумму налоговых санкций. Налоговые органы вправе обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения.

 

Вид правонарушения

Штраф

 

Налогоплательщики и иные лица

Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе (10 дней)

до 90 дней

5 тыс. руб.

более 90 дней

10 тыс. руб.

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе

менее 3 месяцев

10% доходов, полученных от такой деятельности в течение указанного времени, но не менее 20 тыс. руб

более 3 месяцев

20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней

Нарушение срока представления информации об открытии счета в банке

5 тыс. руб.

Нарушение срока представления налоговой декларации или иных документов:

в течение до 180 дней по истечении установленного срока

5% от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% от указанной суммы и не менее 100 руб.

в течение более 180 дней

30% общей суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый месяц начиная со 181-го дня

Непредставление налогоплательщиком или налоговым агентом в установленный срок документов, предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, в налоговые органы для проведения налогового контроля

50 руб. за каждый непредставленный документ

Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения. Под грубым нарушением правил ведения учета понимается отсутствие первичных документов, счетов-фактур, регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика

если эти деяния совершены в течение одного налогового периода

5 тыс. руб.

если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода

15 тыс. руб.

если они повлекли занижение налоговой базы

10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. руб.

Неуплата или неполная уплата сумм налогов в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (в том числе по налогам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ) или других неправомерных действий (бездействия)

неумышленно

20% от неуплаченной суммы налога

умышленно

40% от неуплаченной суммы налога

Незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, таможенного органа, органа государственного внебюджетного фонда, проводящего налоговую проверку, на территорию или в помещение (кроме жилых помещений)

5 тыс. руб.

Несоблюдение налогоплательщиком или налоговым агентом порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест

10 тыс. руб.

Налоговые агенты

Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом

20% от суммы, подлежащей удержанию и перечислению

Любые лица

Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации или физического лица предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями

для организаций

5 тыс. руб.

для физических лиц

500 руб.

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу

1 тыс. руб.; при повторном нарушении в течение календарного года - 5 тыс.руб.

Свидетели

Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля

1 тыс. руб.

Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний

3 тыс. руб.

Эксперты, переводчики и специалисты

Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки

500 руб.

Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода

1 тыс. руб.

Издержки по делу о налоговом правонарушении

Издержки по делу о налоговом правонарушении состоят из:

Порядок выплаты и размеры сумм, причитающихся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, устанавливается Правительством РФ. Эти суммы выплачиваются за счет средств федерального бюджета налоговым органом по выполнении ими своих обязанностей и включают:

Hosted by uCoz