ДЕНЬ РАБОТНИКА ПРОКУРАТУРЫ

Иванова: Указом президента РФ от 29 декабря 1995г. утвержден день работника прокуратуры РФ, который теперь отмечается 12 января каждого года. Именно в этот день в 1722г. Петр 1 подписал указ об учреждении прокуратуры как высшего надзорного органа. Сегодня в большинстве случаев прокуратура ассоциируется не столько с карательными, сколько с правоохранительными функциями.

С осени прошлого года на канале ТРТ в рамках программы “Чулпан” существует рубрика “Правовой ликбез” позволяющая ориентироваться в нашем не правовом еще государстве. Ее постоянный юридический консультант старший помощник прокурора республики советник юстиции Борис Пантелеев.

Пантелеев: Мы отмечаем 277 лет деятельности прокуратуры. Это очень специфический орган, который в своей истории пережил разные времена, он был и формально упразднен и фактически бездействовал. Но все-таки общество пришло к тому, что необходим такой орган в государстве для единообразного применения законов. Мы знаем, что законы понимаются всеми по-разному, истолковываются и используются каждым начальником как ему выгодно. И для того, чтобы в масштабах государства установить единое понимание законности, нужен такой орган как прокуратура. Сегодня прокуратура Республики Татарстан встречает этот праздник достаточно успешно, мы занимаемся тем, что отслеживаем процессы, проходящие на территории республики, и координируем деятельность всех органов, отвечающих за состояние законности в республике.

Иванова: Всем работникам прокуратуры наши искренние поздравления с их профессиональным праздником.

Евлентьев: На трудном и тернистом пути по повышению правовой культуры нашего общества прокуратурой проделаны значительные шаги. Удалось весомую часть "теневых" общественных отношений перевести в законное русло. Решать спорные вопросы в рамках закона стало проще и быстрее, люди прочувствовали преимущества цивилизованных общественных отношений. За это работникам прокуратуры большое спасибо!

Позвольте мне привести компетентные ответы на наиболее часто задаваемые гражданами вопросы, связанные с деятельностью прокуратуры.

Полномочия прокуратуры весьма широки. Так, в соответствии со ст. 2 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" (N 168-ФЗ), в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, прокуратура Российской Федерации осуществляет: 1) надзор за исполнением законов органами, производящими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; 2) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; 3) уголовное преследование.

Обязаны ли органы прокуратуры предоставить гражданину возможность ознакомится с материалами проверки его заявления? - Согласно ч.2 ст.4 Закона о прокуратуре (Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ), органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной специально охраняемой законом тайне. Итак, если ознакомление с материалами не нарушает чьи - либо права либо какую - то очень важную записанную в законе тайну, отказать в ознакомлении с материалами проверки Вам не могут. Иначе будут нарушены те принципы, на которых действуют органы прокуратуры.

Обязан ли прокурор мотивировать свое решение по жалобе? -Да, обязан. Это предусмотрено ч. 2 ст. 10 Закона (рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений), согласно которой ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным.

Есть у наших прокуроров такое хобби - пересылать жалобу тому должностному лицу, действия которого обжалуются. Законно ли это? - Как Вы уже догадались, конечно же, нет. В соответствии с п. 5 ст. 10 Закона запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

Каковы полномочия прокурора? - В соответствии со ст. 27 Закона, прокурор: 1) рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; 2) разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; 3) принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; 4) использует полномочия, предусмотренные статьей 22 Федерального закона о прокуратуре, 5) при наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом, 6) в случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях, 7) в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту, или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы, или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших. Статьей 27 Закона прокурору предоставлены полномочия: 8) приносить протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обратиться в суд, 9) приносить представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение. Таким образом у прокурора есть множество самых различных прав по защите прав человека.

Каковы требования Генеральной Прокуратуры РФ к рассмотрению обращений граждан нижестоящими прокурорами? - Каждое обращение должно получить своевременное, объективное и окончательное разрешение в той прокуратуре, к компетенции которой относится решение вопроса. Работа по рассмотрению обращений должна быть подчинена решению задач защиты прав и свобод человека, укрепления законности и правопорядка. Необходимо принимать исчерпывающие меры к удовлетворению обоснованных обращений и пресечению нарушений законов, используя в полном объеме полномочия прокурора, предусмотренные ст.27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации";. Так формулирует эти требования п. 1 очень важного документа под названием Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 15 декабря 1998 г. N 90 "О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации"

Обязан ли прокурор проверить каждый довод обращений или же он вправе давать ответ на обращение "в целом "? - Он обязан объективно проверить каждый довод, изложенный в обращении, а ответ заявителю должен быть юридически грамотным и мотивированным (п. 2 Приказа)

Как регистрируются личные обращения граждан? - В книге личного приема. Там же отражается содержание ответа, если он давался в устной форме. По требованию гражданина ему должен быть направлен письменный ответ (п. 2 Приказа).

Кто в районной, городской или областной прокуратуре несет ответственность за работу с обращениями граждан? - Непосредственно сам прокурор (п. 2 Приказа).

Обязана ли прокуратура проверять сообщения средств массовой информации о нарушениях прав и свобод граждан? - Да, обязана (п. 3 Приказа).

Может ли прокуратура рассматривать вопросы, подведомственные суду? - Да, но только в том случае, если это обращения по вопросам, связанные с защитой общественного (неперсонифицированного) интереса либо прав наименее социально защищенных лиц (п. 3 Приказа).

В каком случае прокуратура пересылает заявления, поступившие в ее адрес? - Только в случае, если эти обращения не подлежат разрешению в органах прокуратуры. Они отправляются по принадлежности в 5-дневный срок с извещением об этом заявителей (п. 4 Приказа).

 

ОБРАЗЕЦ

Прокурору г. N г-ну Петрову В.В.
от гр. Ильина М.А.,

проживающего дер. Вяземки Пензенской области.

Заявление

15 марта 2001 года я направил в Ваш адрес заявление о моем незаконном задержании и избиении сотрудником Петровского поселкового отделения милиции гр. Смирновым А.А. с приложением копий медицинских документов.

Однако, мое заявление было переслано начальнику Петровского ПОМ майору юстиции Горячеву М.С.
В соответствии с п. 5 Приказа Генеральной Прокуратуры N 90 "О порядке рассмотрения обращений и приема граждан "заявления, поступившие в органы прокуратуры, пересылаются в другие организации или органы только в случае, если они не подлежат рассмотрению органами прокуратуры.

Однако, ст. 27 Федерального Закона "О прокуратуре в РФ" предусмотрено, что прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина. Одним из таких прав является гарантированное Конституцией РФ право на свободу от пыток и жестокого обращения, на нарушение которого я и жаловался.

Таким образом, пересылка моего заявления начальнику органа внутренних дел незаконна. В связи с этим прошу мое заявление вернуть для проверки в прокуратуру, произвести проверку и дать мне ответ в установленный законом срок.

Дата. Подпись.

Может ли обращение быть направлено в прокуратуру, руководители которой уже принимали решения по поставленным в обращении вопросам? - Нет, не может, однако, при необходимости этим руководителям могут даваться поручения с указанием подлежащих проверке конкретных обстоятельств и сроков исполнения. К информации о выполнении поручений (заключениям) прилагаются проверочные материалы, копии документов прокурорского реагирования, а если потребуется - надзорные производства (дела) - п. 5 Приказа.

В каких случаях обращение в прокуратуру может быть оставлено без рассмотрения, а переписка с заявителем может быть прекращена? - Только в трех - 1) если повторное обращение не содержит новых данных, все изложенные в нем доводы ранее полно и объективно проверялись и ответ на предыдущие обращения был дан прокурором субъекта РФ, прокурором города, района или приравненным к ним прокурором с разъяснением заявителю права обращаться к вышестоящему прокурору; 2) если содержание обращения лишено логики и смысла; 3) если обращение содержит выражения, оскорбляющие честь и достоинство других лиц, а также нецензурные выражения, о чем, если не принимается иное решение, извещают авторов с предупреждением, что при поступлении подобных обращений переписка может быть прекращена. Порядок прекращения переписки таков - переписка может быть прекращена с составлением мотивированного заключения, утверждаемого прокурором субъекта РФ, города, района, военным прокурором или прокурором иной специализированной прокуратуры, а в Генеральной прокуратуре - одним из заместителей Генерального прокурора РФ. О прекращении переписки сообщается заявителю (за исключением лиц, признанных психически больными) - п. 6 Приказа.

В каких случаях обращения проверяются с выездом на места? - В случае, если обращения свидетельствуют о многочисленных грубых нарушениях законов, систематическом ущемлении прав граждан. Результаты таких проверок и принятые меры, представляющие общественный интерес, должны делаться достоянием гласности, при этом активно используются возможности средств массовой информации - (п. 7 Приказа).

Когда и каким образом заявители знакомятся с материалами проверок? - По окончании проверок по просьбе заявителей их должны знакомить с материалами проверок и документами, непосредственно затрагивающими их права и свободы, в той мере, в которой это не противоречит требованиям законодательства об охране государственной или иной охраняемой законом тайны, и законным интересам других граждан (п. 8 Приказа).

Могут ли самих заявителей привлекать к проведению проверки по его жалобе? - Да, могут, если это диктуется необходимостью обеспечить объективность и полноту проверок (п. 8 Приказа).

Могут ли не разглашаться в ходе проверки домашний адрес и анкетные данные гражданина? - Да, в случае, если от него об этом поступила мотивированная просьба (п. 8 Приказа)

Какие заявления и жалобы рассматриваются безотлагательно? - Несколько категорий жалоб, в том числе поступившие от Уполномоченного по правам человека в РФ, обращения, взятые на контроль председателями комитетов и комиссий палат Федерального Собрания РФ, депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации, а также иные обращения, взятые на контроль Генеральным прокурором РФ (обращения особого контроля), рассматривать безотлагательно. При необходимости проверки или дополнительного изучения вопроса требуется информировать депутатов Госдумы и членов Совета Федерации Федерального Собрания в трехдневный срок с момента поступления обращения, окончательный ответ представлять им не позднее 20 дней. Ответ на депутатский запрос, направленный в установленном законом порядке, давать не позднее 15 дней со дня его получения. Таким образом, для безотлагательного рассмотрения жалобы в Ваших интересах необходимо, чтобы она была взята на контроль депутатом Госдумы или на особый контроль Генеральным прокурором РФ (п. 10 Приказа).

Какой срок рассмотрения жалоб и заявлений простых граждан? - Если они являются военнослужащими - в срок до 15 дней в Генпрокуратуре или прокуратуре Субъекта РФ, а поступающие в районные и городские прокуратуры, военные прокуратуры армий, соединений, гарнизонов, иные специализированные прокуратуры - безотлагательно, но не позднее 7 дней со дня их поступления. Остальные обращения граждан и должностных лиц разрешаются в срок не позднее месяца со дня поступления в прокуратуру, а не требующие дополнительного изучения и проверки - не позднее 15 дней, если иной срок не установлен федеральным законодательством или законодательством субъекта Российской Федерации. Процесс рассмотрения может быть продлен прокурором, а, в исключительных случаях, продлен повторно с уведомлением об этом заявителя (п. 10 Приказа). Таким образом, ответа из прокуратуры можно ждать месяц, но никак не больше. Если же в течении месяца из прокуратуры нет ни ответа, ни уведомления о продлении срока, значит, о Вашем деле в прокуратуре уже подзабыли и Вам следует туда наведаться.

Каков должен быть график приема граждан в прокуратуре?- Прием граждан должен проводиться в течение всего рабочего дня преимущественно теми работниками, которые будут разрешать обращения. Прием в вечернее время и выходные дни устанавливается руководителем прокуратуры (п. 12 Приказа).

Как часто должен принимать сам прокурор? - Руководители прокуратур должны лично проводить прием не реже одного раза в неделю. Принимать решения по жалобам и давать по ним ответы должны те руководители прокуратур, к которым обратился заявитель на личном приеме (п. 12 Приказа).

Кто из руководителей Генеральной Прокуратуры контролирует работу с обращениями граждан и их прием? - Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Колмогорова В.В, начальники отдела писем, Приемной и организационно-контрольного управления.

Hosted by uCoz